В Хогвартс

В КЦ

На главную

Лекции



Когда студенты расселись на места, свет в кабинете погас, и лишь у преподавательского стола вдруг взмыли в воздух, и замерцали десятки свечей, озарив белую, отштукатуренную стену мягким светом.

Аляска осторожно, еле касаясь, провела по шероховатой поверхности стены ладошкой и повернулась к студентам. За её спиной на стене стал медленно проявляться портрет молодой девушки с грустными, удивительно живыми глазами.



– Это – один из фаюмских портретов, - сказала Аляска, дождавшись, пока изображение полностью выступит из стены,- которые были найдены археологами в пустыне Хавора, в оазисе Фаюм. Портреты эти можно назвать уникальными сразу по нескольким причинам. Как я уже сказала, портреты были найдены в оазисе Фаюм, на месте некрополя эллинистического города Арсиноя, который ещё раньше носил забавное название Крокодилополис. Эти места были завоеваны сначала греками, а затем римлянами, и древнее египетское искусство затейливо слилось с искусством греко-римским.

Вы наверняка знаете, что у египтян существовал обряд бальзамирования усопших, а забинтованное лицо мумии непременно покрывали стилизованной маской.

А в греко-римский период вместо маски стали использовать портреты, написанные на холсте или на деревянной доске.

–Да-да, вы не ослышались, – продолжила Аляска, стараясь говорить громче, поскольку по аудитории пронесся удивленный ропот, – портрет девушки – это погребальный портрет, как и все остальные работы фаюмского некрополя, которые мы сейчас увидим.

Посмотрите, как точно художники передали черты портретируемого: цвет и разрез глаз, фактуру волос, даже выражение лица! Разумеется, подобная точность была нехарактерна для египтян, всё это – несомненное влияние Рима. По римскому же обычаю портрет сначала хранился в атриуме в доме заказчика, а после смерти заказчика изображение торжественно извлекали из рамы и клали на лицо мумии.

А теперь, как настоящие знатоки, давайте рассмотрим техническую сторону вопроса.

Аляска ловко закатала рукава мантии, достала из-под стола баночки с красками, дощечки, кисти, металлические лопатки, маленький смешной утюжок, и продемонстрировала всё это богатство студентам.

– Большинство портретов было выполнено в древней технике энкаустика – то есть горячими красками на воске, – сказала она, энергично размешивая в баночке краску, – энкаустика являлась техникой сложной, трудоемкой и требовала навыков и сноровки, ведь никаких исправлений делать не позволялось!

Краска состояла из пигмента и воска. Перед началом работы её нагревали до 60-80 градусов, а затем с помощью раскаленной металлической лопатки и кистей наносили на деревянные дощечки. Вместе с мастером всегда работал помощник, ведь необходимо было поддерживать постоянную, неизменную температуру красок,- Аляска провела лопаткой по дощечке, любуясь яркой, сочной линией, и удовлетворенно улыбнулась,- взгляните, как воск быстро застывает, образовывая неровную, рельефную поверхность, усиливая впечатление объемности изображения!

Техника энкаустики была создана в 5 веке до н.э, но впоследствии секрет её был утерян. Разгадать тайну энкаустической живописи пытались многие художники, в том числе и Леонардо да Винчи, однако подлинного успеха добился в начале 20 века русский ученый Василий Хвостенко.

К сожалению, фаюмские портреты, словно собирая страшную дань, не раскрыли свою тайну даром: во время работы исследователь отравился парами ртути и погиб. Дело его продолжила дочь, известный художник Татьяна Хвостенко, которая и является автором книг о технике энкаустики.

Аляска подняла повыше утюжок и продемонстрировала его аудитории,- А вот современные художники чуть упростили древнюю технику и пользуются теперь такими вот утюгами! Эффект довольно интересный, так что, как видите, древняя техника живописи плавно перешла в современную.

А фаюмский портрет – результат слияния традиций римского познания натуры и египетского канона, навсегда останется в истории искусства символом веры в возрождение. Юноши, старики, девушки, будто обернувшись на пороге, смотрят на зрителя большими, выразительными, живыми глазами. Прощальный взгляд, последний шаг – и они исчезнут, оставив нам лишь память.

1. Дайте определение жанру «портрет»? (1)

2. Хотя большинство фаюмских портретов было выполнено в технике энкаустики, так же присутствовала и другая техника, появившаяся позже. Какая? Расскажите, в чем её особенность? (3)

3. Скажите, а к какому веку относятся эти работы? Существовал ли в то время в других странах такой жанр, как «портрет»?(2)

4. Представьте, что, гуляя среди развалин древнего некрополя, вы зашли в одну из комнат. И там, в свете факелов, увидели на стенах деревянные дощечки и холсты с изображениями людей. Какое впечатление производят на вас фаюмские портреты? Напишите свой рассказ, постарайтесь передать свои эмоции и ощущения. (4)

Hosted by uCoz