В Хогвартс

В КЦ

На главную

Лекции



– Доброе утро! – сказала Аляска, распахнув двери кабинета,- проходите скорее! Лекция вот-вот начнется! Мне повезло, день сегодня солнечный, и витражи на окнах создают в кабинете именно ту атмосферу, которая идеально подходит к теме нашей сегодняшней лекции.

– Догадались, о чем пойдет речь? Нет? А если я дам ещё одну подсказку? – Аляска взмахнула палочкой, и стены кабинета расступились, потерявшись в полутьме, потолок изогнулся дугой и взмыл вверх, и только яркое витражное стекло продолжало отбрасывать разноцветные блики на серые плиты пола.

– Витраж, средневековый собор… – прошептала Куница, всё это время с интересом наблюдавшая за трансформацией кабинета, – готика! – наконец уверенно воскликнула она.

– Совершенно верно,- кивнула Аляска, подставив ладонь под синий осколок света,- сегодня мы с вами поговорим о готических соборах. Эти исполины, пережившие века, хранят немало тайн. Знаете, когда я училась в маггловской академии, предмет под названием «готическая архитектура» у нас вела профессор с супер волшебным именем Цицилия Генриховна Ниссельштраус. Эта удивительная дама сумела настолько просто и доступно объяснить основы своего предмета, что тетрадки с её лекциями я храню до сих пор.

Мне бы хотелось, чтобы и вы познакомились с тем «фундаментом» предмета, без которого невозможно понять более сложные вещи.

Первое, что вам следует запомнить – средневековые соборы строились в форме базилики! Откуда пошло это название, выяснить достаточно просто, и это будет первым вопросом вашего домашнего задания.
Форма базилики была удобна прежде всего благодаря вместительности. Ведь, в отличие от языческого храма, считавшегося жилищем божества, церковь – это молитвенный дом, где собирается много людей.

- Я тут сделала небольшую зарисовку,- Аляска достала свиток и продемонстрировала его студентам,- так сказать, базилика в разрезе, ну, что б было проще объяснять.



Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то увидите, что базилика – это прямоугольное вытянутое здание, разделенное вдоль на три, или иногда пять частей. Эти части носят название неф. Средний неф всегда выше и шире боковых.

На одной стороне средний неф заканчивается полукруглым выступом – абсидой.

Абсида - самое священное место храма, именно здесь происходили богослужения. Если церковь строили на могиле святого, то именно над захоронением помещали алтарную часть, ВСЕГДА ориентируя абсиду на восток.

-А почему на восток?- спросила Хава, на миг оторвавшись от тетради,- с чем это связано?

-Хороший вопрос,- кивнула Аляска,- это и будет заданием номер два вашей домашней работы.

Студенты тяжело вздохнули.

-Итак, продолжим. Поскольку в эпоху средневековья города продолжали неудержимо расти, зачастую выстроенный собор не вмещал в себя всех прихожан. Строить новый – это было слишком дорого и долго, проще было увеличить старый собор. Но как?- Аляска развернула второй свиток,- надеюсь, вы простите меня за качество рисунка,- немного смущенно сказала она,- всё же это конспекты лекций.



Так вот, архитекторы придумали достроить к собору новый, поперечный неф, который носит название трансепт. Он немного выступал за пределы основной части здания и придавал зданию форму буквы Т.

Если сейчас, путешествуя по старой Европе, вы взглянете на большинство старых соборов с высоты птичьего полета, то увидите, что все они имеют такую вот форму,- и Аляска энергично потрясла перед студентами свитком с рисунком.

Итак, с формой мы немного разобрались. Теперь же перейдем к одной из главных примет, по которой вы легко узнаете готический собор.



Вот она – знаменитая центральная роза, которая является по существу просто круглым окном над главным входом в собор. Но если снаружи мы можем видеть только ажурное кружево отделки, то внутри храма это украшенное витражами окно творит настоящую, сказочно прекрасную магию света и цвета.

Разумеется, в готическом соборе много витражных окон, благодаря которым внутри всегда плывут и переливаются разноцветные лучи. Однако центральная роза – это не просто красивое окно. В ней заключен символический смысл, и именно над её украшением трудились особенно тщательно самые талантливые мастера эпохи.
И теперь я могу озвучить третий вопрос вашего домашнего задания. Почему окно называется розой, и какие сюжеты наиболее часто изображали на её витражных стеклах?

Готические соборы возводились во многих городах. Один прекраснее другого, и каждый содержал свою сказку.

Например, знаменитый Парижский Нотр-Дам, украшенный известными на весь мир статуями горгулий и химер. Ну, с горгульями понятно, они несли функцию водостоков. А вот химер (которых вы видите внизу на фото) изначально, в средние века, на соборе не было, они появились гораздо позже, во время реставрации здания. Так что эти удивительные создания, по меркам древнего собора, относительно молоды, им около 150 лет.



Однако главный вопрос состоит в том, кому вообще пришло в голову украсить такими странными фигурами стены христианского собора? И зачем?

Аляска улыбнулась, взмахнула палочкой, и иллюзия собора исчезла, кабинет снова стал кабинетом, и только витражное стекло продолжало окутывать помещение мягкой разноцветной дымкой.

-Это четвертый вопрос вашего домашнего задания,- сказала она, сворачивая свитки. -Удачи всем, и будьте осторожны когда станете писать о Стриксе! Он крайне обидчив, так что отзывайтесь о нем крайне тактично!)

Да, совсем забыла озвучить вам пятый, последний вопрос. Готические храмы были прекрасны, даже сейчас они не перестают удивлять и восхищать нас. Однако со временем, а точнее, в определенное время, эпоха готики закончилась. Вопрос – что послужило причиной заката? Вопрос на размышление, однако помните, что размышлять тут следует в историческом контексте;)

Hosted by uCoz