Девочка в маковом венке
-Доброе утро!- Аляска вошла в кабинет, с трудом удерживая в руках стопку свернутых в рулоны плакатов. Осторожно сгрузив свою ношу на преподавательский стол, она радостно улыбнулась студентам,- наконец-то я добралась до вас, дорогие мои старшекурсники!
Тема нашей сегодняшней лекции не имеет четких границ. Почему? Потому что сегодня мы поговорим о картинах, на которых изображены реальные персонажи с реальными судьбам. О натурщиках, судьбы которых тесно сплелись с судьбами мастеров, их писавших.
Подобных примеров много, но я расскажу вам всего один… зато очень яркий и показательный,- Аляска взмахнула палочкой, один из плакатов с шелестом развернулся и взмыл в воздух.
-Перед вами знаменитая картина Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке»
Художник написал эту картину в далеком 1819 году, в Италии.
Для нас с вами это просто портрет миловидной, пухленькой и румяной девочки с летним венком на голове.
О чем мы думаем, глядя на эту картину?
Возможно, кто-то умилится наивности детского взгляда, а кто-то, глядя на цветы в волосах, вспомнит о детстве.
Но о чем думал сам художник, глядя на творение рук своих?
…Её звали Анна-Мария Фалькуччи, она была дочерью натурщицы и позировала художнику для картины «Анакреонова гробница». Он очень привязался к этой девочке с ясными глазами, и как мог, помогал ей, ведь Анна-Мария жила в крайней бедности.
Как раз в то время, очарованный маленькой итальянкой, Кипренский написал картину «Девочка в маковом венке». И для всего мира это была просто девочка. А для него – Мариучча.
Да, он называл её Мариуччей, и в 1823 году, когда срок его пребывания в Италии истек, художник отдал девочку в школу при католическом монастыре.
И вернулся в Россию.
Мариучча не видела своего благодетеля долгие 5 лет.
Наконец в середине 1928 года Кипренский вернулся в Рим, но уже не узнал своей маленькой протеже - из наивной обаятельной девочки Мариучча превратилась в божественно красивую девушку. Художник был ошеломлен, очарован и влюбился без памяти. Он снял домик на окраине города и забрал девушку из монастыря. Позже он принял католичество и они обвенчались…
...а ещё через 4 месяца Орест Кипренский умер от воспаления легких.
Несколько месяцев спустя на свет появилась дочь художника – Клотильда Кипренская. К сожалению, исследователям не удалось выяснить, как сложилась её судьба.
Аляска взглянула на картину, и покачала головой.
- Когда я смотрю на портрет этой девочки, написанный в те годы, когда и она, и художник были счастливы, и жили мечтами о будущем, мне становится немного страшно. Мы видим прошлое, которое когда-то было настоящим, и знаем, что ждет эту пару впереди.
Гениальная кисть Кипренского сохранила для нас один только миг из двух тесно переплетенных судеб, но, зная теперь историю девочки в маковом венке, что вы думаете, глядя на эту картину?)
Аляска взмахнула палочкой, и репродукция плавно опустилась на стол, вновь свернувшись в трубку.
-Я конечно задала вам риторический вопрос (хотя можете попытаться на него ответить – интересный ответ я обязательно оценю)
А теперь записываем настоящий вопрос, то есть ваше домашнее задание.
Приведите мне другой пример картины, на которой изображены реальные персонажи (или один персонаж) судьбы которых так или иначе переплетены с судьбой писавшего их мастера.
P/S/ Пожалуйста, постарайтесь не выбирать для ответа написанные по заказу портреты. И нюхлеру понятно, что на портретах изображены реальные персонажи. Проявите чуть больше фантазии ;)
Удачи всем и до встречи!
|