В Хогвартс

В КЦ

На главную

Лекции



Лекция 5. Краски


– Доброе утро, дорогие студенты! – бодро сказала Аляска, расставляя на столе многочисленные баночки с красками,- итак, сегодня мы вернемся к самому началу, то есть к той теме, которую мы совсем немного затронули в первой лекции.

И поговорим чуть подробнее о том, без чего невозможна живопись. А без чего она невозможна?

– Без красок, – уверенно сказал Рори Магвайер, продолжая увлеченно рисовать в тетради.

– Верно, – кивнула Аляска, – первые краски древних художников были, как мы с вами помним, природного происхождения.

Животный и растительный мир подарили человеку, и дали возможность использовать яркие насыщенные цвета.

Вот, например, – Индиго, один из самых прочных и ярких природных красителей. Само название «индиго» происходит от «индикус», то есть «индийский». В Индии и Египте индиго был известен с древнейших времен, а добывали его из стеблей и листьев растений рода индигофера (Indigofera tinctoria L.) Для того, чтобы получить 3 кг. красителя, необходимо было переработать 100 кг. листьев растений!



Ализарин, или Марену, также являлся весьма распространенным и значимым красителем, который добывали из корней растения марена (корни растения Rubia tinctoria, известные под названием alizari).

Этот цвет особенно прижился во Франции и Англии, ведь в 19 веке Луи Филипп велел использовать Ализарин для окраски обмундирования французской пехоты, однако красные рейтузы французов смотрелись не столь стильно, как знаменитые английские красные плащи.

Интересно, что сам Ализарин имеет желтый цвет, и образует красную окраску только после протравы ткани солями алюминия (например, алюминиевыми квасцами)

– Кстати, Аляска задумалась, и почесала кисточкой ухо,- запишите первый вопрос. Опишите, как же происходила «протрава ткани солями алюминия»? И вообще, что это за зверь такой - алюминиевые квасцы?



Другой красный краситель, а точнее сказать, алый, – Кармин (или Кошениль), имеет животное происхождение. Добывают его из высушенных тел насекомых, а именно – самок червеца карминоносного (Coccus cacti).

150 тысяч насекомых необходимо изловить среди колючек мексиканского кактуса (на которых и проживает червец), чтобы получить всего 1 кг. красителя!

Кстати, Кошениль популярен до сих пор, в том числе и как пищевой краситель. В США продукты, покрашенные кармином, помечают фразой «содержит только натуральные красители». Однако долгое время шли дебаты о том, чтобы производители продуктов с использованием кошенили обязательно указывали на этикетке фразу «с добавлением насекомых». Вегетарианцам рекомендовано избегать клубничных, малиновых, и вишнёвых йогуртов, мороженного, соков, а так же любых других покупных продуктов любого оттенка красного. Ведь за фразой «содержит только натуральные составляющие» наверняка будут скрываться невинно убитые жуки.

В кабинете послышался негромкий смех.

Аляска, и сама с трудом сдерживая улыбку, выдвинула вперед одну из баночек с краской, и подмигнула студентам факультета Хаффлпафф.

– А вот те растения, которые подарили свой цвет вашему факультету! Знакомьтесь – Шафран и Резеда! На вид – вполне обычные корни, и кто бы мог подумать, что в них спрятано столько солнечного света?

Однако список желтых красителей на них не заканчивается. Один из самых дешевых, натуральных, и весьма известных земляных пигментов – Охра. Правда, охра не обязательно имеет исключительно желтый оттенок. Всё зависит от происхождения, но обычно охры разделяют на желтые и красные.

Итак, мы с вами рассмотрели некоторые основные компоненты, из которых готовятся краски. Конечно, сейчас красящее вещество в обычных красках редко бывает натуральным. Люди научились создавать синтетические, искусственные пигменты. А если вы хотите увидеть настоящие краски, такие, какими их знали наши предки – придется посетить иконописную мастерскую. Там до сих пор готовят краски только из натуральных пигментов.

Однако вы, надеюсь, помните, что краска – это не только красящий пигмент, но и связующее вещество, которое добавляют для того, что бы краску было легче наносить на поверхность, и что бы она как можно дольше на этой поверхности держалась. А вот от того, какое связующее вещество используется, зависит, что за краска получится в результате – масляная, темперная, акварель или гуашь.

В Темперных красках связующей основой является водорастворимая эмульсия. Сейчас, в промышленном производстве, это обычный ПВА, или казеин. А вот иконописцы пользуются смесью яичного желтка. Однако если добавить его слишком много, то он, при высыхании, станет причиной трещин на картине. Живописцы боролись с этой неприятностью разными способами. В Германии, например, в краску добавляли пиво, а в России – хлебный квас. Темперные краски капризны и очень быстро сохнут, лишая мастера возможности исправить ошибку. Однако равных по прочности им нет. Это – живопись на века!

Акварельные краски замешивают на основе растительных смол с добавлением меда, глицерина или сахара. Возможно, некоторые из вас помнят, как в детстве им покупали яркую красочную коробочку с надписью «Акварель медовая», и как, рисуя, нам хотелось облизать кисточку?

Гуашь близка акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе, но в цвета добавлены белила, от чего они и становятся такими плотными, и теряют свою прозрачность.

Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (самым распространенным является специально обработанное льняное масло). Эти краски сохнут дольше других, но позволяют создавать картины, в которых возможно совместить легкую прозрачность и насыщенный, глубокий цвет.

А теперь – домашнее задание!

1. Вопрос в лекции. (2)

2. Расскажите мне легенду Ферапонтова монастыря, о Дионисии и охре. (2)

3. Вот так готовят краски в домашних условиях современные живописцы:

Как вы думаете, какой природный краситель здесь использован? Посмотрите на связующее вещество. Что за краска получилась в результате? (2)

4. Представьте, что однажды во сне к вам пришел печальный художник в старой, сплошь покрытой пятнами краски рубахе. В руках он держал баночку с краской, и сломанную кисть…. (Напишите небольшой рассказ, пофантазируйте. Что это за художник? Что с ним случилось? Зачем он пришел к вам и о чем попросил? А возможно, он рассказал вам какую-то историю?) (4)



P/S Дорогие студенты! Обращаю ваше внимание, что последний вопрос – на фантазию) Пожалуйста, фантазируйте в полном объеме! =)

Hosted by uCoz