В Хогвартс

В КЦ

На главную

Лекции



– Ну что же вы, заходите!– Аляска, одетая в простую серую мантию, широко распахнула дверь кабинета.

Кабинет был небольшой, но светлый, одну из стен целиком занимали два высоких стрельчатых окна с цветными витражами. Солнце, играя в витражных рисунках, заливало кабинет мягким, рассеянным светом, и даже пыль, повисшая в воздухе, казалась в его лучах золотой пыльцой.

– Предмет, который я веду, называется – «Загадки искусства», – Аляска подставила ладонь под золотые пылинки, подула, и в воздухе появилось изображение большого знака вопроса, – ведь не секрет, что живопись, скульптура и архитектура хранят множество секретов, многие из которых до сих пор не раскрыты. Искусство – вообще предмет загадочный, и, на мой взгляд, он одинаково близок как людям, так и магам. Ведь суть его – красота. И человек, и маг в изумлении остановятся, залюбовавшись необыкновенно глубоким цветом неба, или же необычайно пушистыми облаками, или удивительным по форме камнем. Только человек увидит в рисунке облаков льва, а маг – дракона. Но оба почувствуют и нечто общее – красоту. Да-да, я не оговорилась. Красоту надо не только видеть, но и чувствовать!

Мир полон прекраснейших произведений искусства. Рассказать обо всех – значит пытаться объять необъятное. Именно поэтому в лекциях мы коснемся лишь знаковых, особенных творений, которые символизируют свою эпоху и до сих пор хранят нераскрытую тайну. Вот мы с вами и попытаемся эти загадки разгадать, ну, или хотя бы выдвинуть свои гипотезы. А для этого нам придется заглянуть в самую глубину веков, потому что первая загадка находится именно там – на стене древней пещеры Альтамира, в Испании!

«Вводная. Сикстинская капелла эпохи палеолита»


Искусство...– Аляска задумалась, пытаясь сформулировать наиболее понятное определение, – это процесс (и итог) выражения внутреннего мира в художественном образе.

Что бы яснее понять, в чем состоит особенность пещеры Альтамира, (особенно в свете упомянутого выше определения) представьте себе жизнь людей в эпоху палеолита. Жизнь в то время была тождественна слову выживать. Суровый климат, суровые условия рождали свод нехитрых правил:

Чтобы выжить – надо добывать пропитание.
Чтобы добывать пропитание – надо всё время охотиться.
Кто не охотится – тот не ест.
А кто охотиться не может – те отрабатывают свою косточку выдалбливая шкуры и готовя оружие для охотников.
И так - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Подумайте, при таком раскладе было ли у них время для выражения внутреннего мира в художественном образе?

И вот эти древние люди, дикари, которые, как считают некоторые ученые, возможно, и говорить то толком не умели, создали наскальные рисунки в пещере Альтамира...

Аляска указала на стену, и там, прямо над слоем штукатурки, проступило изображение красно коричневого быка, обведенного темным контуром.

– Взгляните на эту работу. Возможно ли поверить, что её создал полуразумный дикарь?



Когда в 1879 году в пещере Альтамира были обнаружены эти изображения, первым делом их объявили… подделкой! Уж слишком «профессиональными, живыми» смотрелись наскальные росписи, выбиваясь из общих представлений о способностях древнего человека.

Однако, в скором времени экспертиза доказала подлинность рисунков, самым древним из которых оказалось 18 тысяч лет! На потолке пещеры неведомые художники изобразили более 150 фигур: бизонов, кабанов, оленей, лошадей, и странных существ получеловеческого, полуживотного вида. Все рисунки были выполнены в экспрессивной манере, то есть художнику удалось не просто превосходно и реалистично изобразить бегущего, лежащего, или раненого бизона, а передать ощущение бега, сонной неподвижности или ярости раненого зверя.

Да, палитра древнего художника не блистала разнообразием, собственно, в ней присутствовали всего четыре краски – черная, белая, желтая и красная. Черный цвет добывали в основном из древесного угля, для белого использовали мел и мелоподобные известняки. Красный и желтый получали из таких минералов, как гематит, пиролюзит и других природных красителей. Материалы растирались на каменных плитах, а затем порошки смешивались с животным жиром или кровью.

Всего четыре краски, однако мастер сумел с их помощью передать и глубину, и объем изображения.

После того, как подлинность рисунков была доказана, ученые начали строить версии. Для чего же создавались эти изображения?

Итак, версия первая и главная.

Изображения носят религиозный характер. По всей видимости, у людей эпохи палеолита уже были свои шаманы, и присутствовала вера в духов. Изображая животных, художники (шаманы) вымаливали у духов удачи в охоте на того или иного зверя. В пользу этой версии говорит место дислокации – тайная пещера, скрытая от людских глаз, и количество изображений, многие из которых наслаивались одно на другое, то есть пещеру использовали довольно долго, как древнее святилище.

Однако в пещере Альтамира, (впрочем, как и на стенах пещеры Ласко (Франция) где найдены не менее изумительные по силе исполнения рисунки) среди изображений бизонов попадаются рисунки северных оленей и… лошади Пржевальского, чье массовое присутствие в тех местах во времена палеолита ученые отрицают. Так что же? Дикари изображали тех животных, на которых никак не могли охотиться? Ели одних, а рисовали других. Или...



Версия вторая, праздная.

Так может, рисунки делались только из желания запечатлеть всех животных, что забредали иногда к стоянке древнего человека? Какой-нибудь неспособный охотиться, но талантливый человек рисовал бизонов и лошадей, украшая изображениями пещеру, где проживало племя? Версия, надо сказать, уж слишком фантастическая. Суровая жизнь – суровые реалии. Какое уж там выражение внутреннего мира в художественном образе, если убитый на охоте бизон давно съеден, и все мысли племени заняты тем, как поймать нового. Ибо искусство искусством, но есть то хочется?

Версия третья. Новая.

А может, они не были дикарями? Может, осколки какого-то древнего, но вполне развитого народа, знакомого с таким понятием, как искусство, медленно разбредались по новым территориям, изгнанные климатом или природным катаклизмом из родных мест? Они искали плодородные, способные прокормить племя земли. И, что бы дети их не забыли, как выглядит лошадь или северный олень, что бы воспоминания о родине не исчезло со сменой поколений, они рисовали этих животных там, где время и атмосфера хранили бы рисунки дольше всего. То есть – в пещерах,- Аляска улыбнулась, переведя дыхание,- последняя версия будит воображение и влечет за собой новые вопросы, верно?- она обвела взглядом группу студентов,- надеюсь, не слишком утомила вас долгим рассказом. А теперь запишите домашнее задание.



1. Каким путем и из чего древний человек получал 4 основные краски? Часть ответа есть в лекции (0-2)

2. Представьте, что вы – исследователь, спустившийся в глубокую пещеру и обнаруживший там необыкновенные по красоте наскальные рисунки. Да вот беда – вы забыли наверху фотоаппарат. Тогда вы берете бумагу, карандаш, фонарик… и описываете то, что увидели. (0-3)

3. Я рассказала о трех версиях появления рисунков. Если вы согласны с одной из них, обоснуйте свой выбор. Найдите другие аргументы, порассуждайте. Либо напишите собственную версию. (0-5)

Hosted by uCoz