В Хогвартс

В КЦ

На главную

Лекции



«Одни приходят и уходят, другие также приходят – и оставляют след»


-Итак, в предыдущей лекции мы с вами рассмотрели наскальные рисунки, и попытались объяснить замысел пещерного человека, создавшего их. Сегодня мы шагнем чуть дальше (а в историческом плане напротив, чуть ближе к современности), и посетим Древний Египет, место более чем загадочное и до сих пор полное нераскрытых тайн.

Аляска прошлась по кабинету, остановилась у стены и, сделав несколько плавных движений волшебной палочкой, написала поверх штукатурки два имени - «Эхнатон» и «Нефертити».

– Почти 30 столетий эти имена не упоминались даже в легендах,- сказала она,- их стирали с монументов, статуи уничтожались, а город, созданный ими, был заброшен и поглощен песками пустыни. За что же такая немилость?

А всё дело было в том, что Эхнатон стал первым и, пожалуй, единственным фараоном-реформатором, причем реформы его носили весьма жесткий и масштабный характер. Стремясь избавиться от власти жрецов Амона, которые веками диктовали свою волю фараонам, Аменхотеп IV затеял глобальную, очень смелую и хитроумную религиозную реформу – он объявил Амона лже-богом и заменил его на другого бога – Атона, в честь которого и взял себе имя ЭхнАТОН.

Решительно избавившись от правящей верхушки прежних жрецов, юный фараон основал новую столицу, названную Ахетатон, отстроил храмы в честь новоиспеченного бога солнца, и перевез в созданный им город весь свой двор.

Стремление ко всему новому, желание изменить мир к лучшему, новая, наполненная теплым солнечным светом религия нашла отражение и в искусстве. Рельефы, найденные в Ахетатоне, разительно отличаются от прежних, весьма консервативных работ египетских художников. На одном из них, например, запечатлен поцелуй Эхнатона и Нефертити – сюжет по тем временам практически небывалый. Впрочем, почти все изображения этой пары проникнуты нежностью и любовью, и, как атрибут новой жизни, в каждой сцене непременно присутствует солнечный диск (символическое изображение Атона) с многочисленными руками, протягивающими чете символы вечной жизни.

– Давайте рассмотрим рисунок чуть подробнее, – Аляска дотронулась палочкой до стены, вызывая изображение,- чтобы яснее понять специфику египетской живописи. Ведь, несмотря на новаторский сюжет, техника исполнения осталась прежней.
1.Египтяне использовали преимущественно голубоватый или сероватый фон, и рисовали с помощью семи цветов: синего, зеленого, красного, коричневого, желтого, белого и черного. Смешанными цветами, такими, как фиолетовый и бурый, египетские художники не пользовались.

2.Рисунок был весьма схематичен, а, поскольку некоторые рисунки располагались иногда на большой высоте, различить, кто на них изображен, было почти нереально, ведь фактически все фигуры были очень похожи: безбородые, в одинаковых одеждах, с похожими прическами… И египтяне призвали на службу условность тонов. Это означает, что цвет предмета нес определенную смысловую нагрузку: мужчин изображали темно-красными, а женщин – бледно-желтыми цветами.

3.Человеческую фигуру рисовали примитивно. Голову всегда изображали в профиль, глаз и тело в анфас и ногу снова в профиль.

4.Что же касается перспективы, то о ней египтяне не имели ни малейшего представления. Если, к примеру, ряд предметов находился в перспективе друг за другом, то художник изображал эти предметы друг над другом. То есть скамейку, спрятанную за кувшином, мастер тщательно прорисовывал парящей над кувшином, смешивая таким образом перспективное изображение с планом.

– А теперь вернемся к той, чье имя означает «красавица пришла», ведь именно ради нее мы проделали этот экскурс в историю, познакомились с её знаменитым мужем и углубились в основы египетского рисунка.

Жизнь этой прекрасной женщины – одна сплошная загадка. До наших дней дошли немногие её портреты, словно бы самим временем сохраненные для потомков, что бы спустя века вновь зазвучало имя той, что была незаслуженно забыта при жизни. В 1912 году тончайшей работы бюст, выполненный из известняка, был извлечен из песка немецким археологом Людвигом Борхардтом. Увидев его впервые, Борхардт записал в дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть!»



Говорят, она не была египтянкой. По одной из версий, в юности звалась она Тадучела и была родом из месопотамского государства Митанни. Когда девушке исполнилось 15 лет, её перевезли в Фивы, и отдали в гарем Аменхотепа III, отца Эхнатона. Именно там она получила новое имя - Нефертити, под которым и вошла затем в историю.

Но, повторяю, это лишь одна из версий. Всё, что касается юности Нефертити – одна сплошная загадка, как и всё, что касается времени, когда она покинула дворец.

Доставшаяся по наследству новому фараону, красавица Нефертити быстро завоевала любовь супруга и была достойной и верной подругой Эхнатона в течение многих лет. Шесть дочерей родила она ему, но фараон, одержимый идеей передачи власти по наследству, мечтал о сыне. И к концу царствования Эхнатона имя Нефертити постепенно исчезает из письменных источников – во дворце теперь правит молодая царица, которая способна родить царю сына.

А Нефертити исчезает… По одной из гипотез, она тихо и мирно дожила до 40 лет (весьма преклонный возраст по египетским меркам) в одном из царских дворцов, по другой - после смерти новой царицы тайно вернулась к Эхнатону, переодевшись юношей и играя роль его сына-наследника. Что есть правда, а что – поэтическая фантазия, теперь уже сложно выяснить.

А ведь есть ещё одна версия – о том, что Нефертити была гостьей из другого мира. Красавица, пришедшая ниоткуда, и ушедшая в никуда. Ведь тот самый бюст, что взбудоражил умы исследователей, что приворожил своей красотой поэтов и художников, совершенно определенно говорит о том, что Нефертити всё ещё жива…
Давайте рассмотрим скульптуру чуть подробнее. Бюст Нефертити сделан из раскрашенного известняка. В правом глазу ранее была вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева, левый же был изначально пуст. Голову царицы венчает синий головной убор, который охватывает широкая лента. Ленту, по всей видимости, когда-то украшали драгоценные камни. Как и хрустальный глаз, до наших дней они не дошли. Ниже находится ещё одна лента, желтая, символизирующая золотую диадему. К ней прикреплён золотой урей – стилизованное изображение священной кобры. Урей был непременным атрибутом изображения всех египетских правителей, ведь считалось, что кобры защищали царей и цариц от злых сил.

Последние исследования знаменитого бюста выявили немало интересных деталей.

Из известняка скульптор вытесал остов, по сути, череп скульптуры, на который затем накладывали слой за слоем гипс. Мастер трудился над скульптурой несколько месяцев, тщательно моделируя лицо царицы – видны даже небольшие складки в углах губ, следы естественных бровей, поверх которых кармином нарисованы ровные искусственные дуги. -Кармин – это красный краситель, который был известен людям с древнейших времен,- добавила Аляска,-получали его из карминовой кислоты, которую, в свою очередь, производили самки насекомых кошенили. Для получения 1 кг. красителя необходимо было порядка 150 тысяч насекомых! Напоследок хочу добавить, что кармин популярен и сейчас. Магглы с успехом используют его как в косметике, так и в пищевой продукции. Ну, а наша лекция подошла к концу. Пожалуйста, запишите вопросы к домашнему заданию.



1. Назовите двух исторических персонажей, судьбы которых имеют определенное сходство с судьбой Эхнатона. (2)

2. Я рассказала о некоторых особенностях египетской живописи. Что вы можете добавить? Как изображали египетские художники фараонов? (3)

3. Почему у Нефертити на скульптурном изображении только один глаз? Как это связано с версией о том, что прекрасная царица не умерла? (2)

4. А по вашему, что случилось с Нефертити после того, как она покинула дворец Эхнатона? Вы можете разобрать одну из существующих версий, или предложить свою (3)

Hosted by uCoz