Аляска коснулась палочкой стены, и на её поверхности проступило зыбкое, словно отраженное в воде, изображение разрушенного города на фоне огромной горы.
-Сейчас город, о котором пойдет речь выглядит вот так,- сказала она, обернувшись к ученикам,- печальный памятник жестокой игры стихии.
Помпеи можно назвать как самым известным из мертвых городов Древнего мира, так и самым сохранившимся.
Думаю, всем вам известно, что именно послужило причиной подобной долговечности – коварный вулкан, пробудившийся 24 августа 79 г. н.э.
Город был погребен под многометровым слоем пепла почти 1700 лет, до тех пор, пока в конце XVI века, копая колодец около Сарно, архитектор Фонтана случайно не наткнулся на остатки стен и обломки фресок.
С тех пор археологи проделали огромную работу, и Помпеи постепенно освобождались из пепельного плена, являя миру остатки домов и храмов, рынки, амфитеатры… и прекрасные мозаики, предвосхищающие развитие искусства на целые тысячелетия: символизм и реализм, примитивизм и даже сюрреализм – все эти стили, расцвет которых наступил много позже, можно найти в работах помпейских мастеров.
Но, прежде чем подробнее рассмотреть наиболее интересные из сохранившихся мозаик, мы с вами немного прогуляемся по пустынным улицам настоящего римского города.
Изображение на стене повернулось, и устремилось вперед, будто невидимая маго-камера вела их за собой, уводя в затейливые лабиринты руин.
-Строго говоря, старые кварталы Помпей не являются наследием Рима. Их строили оски (древний италийский народ, обитавший в южной Италии), а поскольку строили они по принципу «где хочется», то эта часть города весьма хаотична. Кварталы же, построенные во времена господства римлян, созданы по единому плану. Всё подчинено римским градостроительным традициям: прямые улицы с обязательными названиями (однако вместо номеров домов писали имя владельца), прямоугольные кварталы, и пересекающиеся в центре две улицы cardo и devumanus.Вдоль мощеных улиц стояли жилые дома, нижние этажи которых отводились под торговые помещения. Богатые горожане строили над домами портик – деревянный навес на столбах, защищавший от солнца и дождя.
Главным же помещением в доме считался атриум – внутренний двор, в центре которого располагался бассейн. В бассейне собирали дождевую воду, считавшуюся священной.
Аляска снова коснулась палочкой стены, и изображение ближайшего из домов приблизилось настолько, что стали видны мозаичные полы и колонны.
-Жители города знали толк в красоте, и обустраивали свои дома с роскошью и изяществом. Большинство полов украшали геометрические и растительные орнаменты, однако иногда попадались целые живописные композиции! Например, посмотрите на эту колонну. Размер мозаичных элементов (а проще говоря, камушков, из которых собирался рисунок) составляет всего несколько миллиметров. Мастерство и сложность мозаичного рисунка больше подходит византийской эпохе (до которой ещё несколько веков) и, таким образом, помпейские художники опережают искусство своей эпохи на пару столетий.
Cave Canem - Бойся собаки – значится под одной из мозаик. Название это стало нарицательным.
Мозаичная сторожевая собака – ещё один «хит» Помпеи. Большинство изображений выполнено в черно-белой гамме, а вот размеры и сюжеты сугубо индивидуальны и отражают предпочтения хозяина. Встречаются как крупные и реалистичные сторожевые псы, так и мелкие, изображение которых весьма схематично.
Помпейский кот
Ещё одна (довольно известная) мозаика из Помпеи - изображение кота (или леопарда, кому как нравится).
Существо на мозаике обладает пятнистой раскраской, и ярко выраженными когтистыми лапами. Однако художник сумел передать настроение зверя, в котором нет агрессии хищника. Его поза больше напоминает играющего с фантиком кота.
-Позитивная работа, верно? И, главное, запоминается с первого раза! Кстати на этой мозаике использованы типовые приемы римских мозаик. Взгляните – силуэт рисунка подчеркнут цветными кубиками, а сам рисунок кота словно «обведен» белыми кусочками смальты. Эта белая обводка заметна даже на бело-сером фоне благодаря направлению линий.
Аляска прикоснулась палочкой к стене и изображение кота стало затухать, пока вовсе не исчезло.
А теперь – домашнее задание.
1. В лекции упомянуты такие стили, как символизм, реализм, примитивизм, сюрреализм. Выберите один из них и расскажите о нем подробнее. (3)
2. Как вы думаете, зачем жители города изображали при входе мозаичную собаку? Откуда берет истоки этот обычай? (3)
3. Что такое мозаика? В чем её особенность? Каким образом составляются мозаичные полотна? Проведите свое собственное маленькое исследование, раскройте эту загадку. (4)
|