В Хогвартс

В КЦ

На главную

Лекции



- Добрый день! - бодро сказала Аляска, входя в освещенный весенними лучами солнца кабинет,- рада снова вас всех видеть, и прошу прощения за вынужденный долгий перерыв!

Ваши работы по предыдущей лекции меня восхитили, ещё раз выражаю искреннюю благодарность за творческий подход и всестороннее изучение темы. К современному искусству мы ещё обязательно вернемся, на следующей переменке, а сейчас нам придется вновь окунуться в прошлое, в те времена, когда на свет появился один из величайших умов в истории человечества,- Аляска взмахнула палочкой, и на стене проступил графический портрет бородатого мужчины.



- Уверена, практически каждому знаком этот портрет. Кто назовет мне имя нашего сегодняшнего героя?

- Леонардо да Винчи, - сказал с задней парты Дрейк, что-то быстро записывая в тетради,- а точнее - Леонардо ди сер Пьеро да Винчи! Родился 15 апреля 1452 года в Италии, а если точнее, во Флоренции. Ну а если быть уж совсем точным – в селении Анкиано!

- Дрейк, твоя точность меня пугает,- рассмеялась Аляска, с изумлением выслушав ответ,- хотя она, несомненно, достойна восхищения.

- Верно, речь сегодня пойдет о Леонардо. И разумеется, об одной из его картин, которая вот уже сотни лет не дает покоя художникам, искусствоведам, исследователям, и даже писателям (судя по появившейся не так давно книге Дена Брауна «Код Да Винчи»)

Однако подобный интерес вполне закономерен, ведь первый из главных героев эпохи Возрождения был личностью настолько нестандартной, интересной, всесторонней и удивительной, настолько опережал свое время, что не мог не оставить глубокий и яркий след в истории человечества.

Леонардо был не только художником. Он был исследователем, познающим мир во всем его многообразии. С одинаковым интересом изучал он людей и природу, человеческие отношения и новые технологии. Вопреки запретам, изучал анатомическое строение человека, исследовал пространство и время, проектировал летательные аппараты и… да всего и не перечислить!

Он стремился понять мир и людей, и в этом понимании ушел на сотни лет вперед, оставив далеко позади современников.

Аляска сделала паузу, внимательно поглядев на учеников,- сразу задам вам первый, очень важный вопрос, ответ на который поможет вам лучше понять, каким же путем шел Леонардо да Винчи к своему пониманию мира. Среди всех органов чувств человека, какой, по его мнению, был самым важным, и почему? Ответ, разумеется, следует озвучить в домашней работе.

Ученики склонились над тетрадями и записали вопрос. А, когда подняли головы, вместо автопортрета Леонардо увидели старую, выцветшую фреску.



- А вот и она – одна из самых знаменитых и загадочных картин Леонардо Да Винчи. И называется она… - Аляска сделала паузу, взглянув на учеников.

-… «Тайная вечеря»!- закончила за нее Куница.

- Совершенно верно,- улыбнулась ей профессор,- это название составляет второй вопрос вашего домашнего задания. Что же такое «вечеря»? И почему в данном случае она «тайная»?

Подождав, пока ученики запишут задание, Аляска продолжила.

- «Тайная вечеря» была написана Леонардо на стене трапезной церкви Санта Мария дела Грацие в Милане.

На данный момент, как вы уже могли заметить, состояние её более чем плачевное. Виной тому не только смелые, но крайне неудачные эксперименты художника по смешанию темперных и масляных красок. Чуть позже свою лепту внесли и солдаты армии Наполеона, устроившие в трапезной конюшню. Испарения от конского навоза, сырость и грязь быстро превратили многострадальную фреску в настоящую руину.



Однако даже в таком состоянии работа Леонардо продолжала будоражить умы потомков. И причиной этого интереса являлась не только виртуозная работа мастера. В картине действительно содержалась загадка, будто специально оставленная да Винчи для любознательных исследователей.

Давайте внимательнее рассмотрим тот фрагмент картины, который вызвал столько споров и породил множество гипотез, одна из которых впоследствии легла в основу «Кода да Винчи» Дена Брауна.



Взгляните на первый фрагмент.

По правую руку от Иисуса мы видим группу из трех апостолов: это Петр, Иоанн и Иуда. Эту сцену, прекрасно описал Гёте- "Петр же тем временем обхватил левой рукой правое плечо прильнувшего к нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя: кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солонку" (с)

А теперь взгляните на второй фрагмент. Петр действительно сжимает в руке нож или кинжал, во всяком случае мы видим рукоять. Однако рядом находится ещё одна рука, сжимающая нож, и эта рука не может принадлежать ни Иоанну, ни Петру, ни Иуде. Невозможно себе представить, что бы такой гениальный мастер, как Леонардо, мог обсчитаться и приписать апостолам лишнюю руку. И объяснение здесь, на мой взгляд, может быть только одно – изначально на картине находился ещё один персонаж, которого художнику по неизвестным нам причинам пришлось убрать.

Однако, уничтожив неизвестного, Леонардо всё же оставил на фреске его руку, загадав тем самым загадку, которую исследователи пытаются разгадать до сих пор. И одна из разгадок такова:

В 1945 году в Египте, были найдены древние папирусы, которые являлись ни чем иным, как текстами ранних христиан. Эти апокрифические Евангелия были исключены из церковного канона ещё в 4 веке, и уничтожались как еретические на протяжении всего Средневековья.

И в этих Евангелиях содержались поразительные факты из жизни Иисуса, главным из которых было то, что Мария Магдалина была не только «любимым учеником» но и супругой Христа.

Так может, фигура в красном по правую руку Иисуса – вовсе не Иоанн, а Мария? В пользу этой версии говорит многое - длинные волосы, женственные черты лица, даже сама поза. И если рядом с Христом сидит Мария, то одного из апостолов на картине явно не хватает, ведь их должно быть 12! Не его ли руку мы видим на фреске?

Однако открыто использовать подобный сюжет, который немедленно посчитали бы еретическим, да ещё изобразить его на церковной стене, не посмел даже великий Леонардо.

Вписав в группу лишнюю руку, он оставил нам намек, некий ключик своей собственной трактовки библейского сюжета, в котором за столом рядом со Спасителем находятся 12 учеников и любимая жена.

Эта версия и подтолкнула Дена Брауна к созданию «Кода да Винчи», книги, вызвавшей бурное возмущение служителей церкви.

Но, пожалуй, на сегодня хватит загадок,- Аляска подошла к окну, распахнула ставни и с удовольствием вдохнула свежий весенний воздух,- я уже озвучила в лекции два вопроса домашнего задания, а теперь запишите ещё два.

3. В чем же заключался «Код да Винчи»? Как вы относитесь к подобной версии развития событий?

4. «Тайная вечеря» - сюжет весьма распространенный. Я прошу вас выбрать картину любого другого (интересного вам) художника, содержащую сцену тайной вечери, и рассказать мне о ней своими словами. Что именно понравилось, что заинтересовало? Что показалось необычным, что впечатлило?

Желаю удачи и жду интересных работ)

Hosted by uCoz